2 .12. Субтест 11
ШИФРОВКА
3
Для детей младше 8 лет независимо от уровня развития: дается вариант "А" (фигуры).
Инструкция испытуемому: "Посмотри сюда, - показать верхний ряд фигур начало второго ряда. Если испытуемый проставляет значки только я какой-то одной фигуре или пропускает фигуры, необходимо сказать: "Делай все подряд".
Время -120 сек.
Оценка: равна количеству правильно заполненных фигур за 120 сек. При правильном заполнении всех фигур менее чем за 120 секунд даются дополнительные баллы. Оценки и временные лимиты для варианта А (с фигурами)
Дополнительные баллы +5 +4 +3 +2 +1
Время < 70 71-80 81-90 91-100 101-110
Примечание: 1. 5 первых выполненных фигур (пробных) в оценку не включать.
2. Если на первых 5-ти пробных образцах испытуемый все же инструкцию
не освоил, дать еще несколько фигур для пробы, которые в оценку
не включать.
3. Дополнительные баллы складываются с количеством правильно
заполненных фигур.
Для детей 8 лет и старше независима от уровня развития: дается вариант "В" (цифры).
Инструкция и порядок проведения те же, но для пробы предлагается заполнить не пять, а семь знаков. Время - 120 сек. Оценка равна количеству правильно заполненных знаков.
Субтест 11.
ЛАБИРИНТЫ
Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении: начинать с демонстрации по образцу. Инструкция: "Вот видишь - мальчик (девочка). Он вот в таком домике. Черные линии - это стенки. А вот здесь (показать на первый выход) стенка нет, здесь можно пройти. И здесь (показать на выход из лабиринта) тоже стенки нет, здесь выход на улицу. Вот смотри, как мальчик (девочка) пойдет на улицу". Нарисовать путь от центра до выхода, не отрывая карандаш и не пересекая линии. "Вот так и ты будешь делать. Только когда будешь рисовать - не пересекай линии, т.е. нельзя делать вот так (покажите пересечение). Старайся не заходить в тупик, а побыстрее рисуй путь, на улицу. Если зайдешь в тупик, то быстро рисуй путь назад, вот так (показать заход в тупик, выход из него и весь путь до конца. Карандаш не отрывать). Только здесь есть одно правило: как только поставишь карандаш на бумагу - то до самого выхода отрывать его нельзя, т.е. нельзя делать так (показать отрыв). Понял? Ну, давай, попробуем. Ставь карандаш сюда (указать на центр лабиринта "А"), рисуй быстрее". Включить секундомер. При неудаче продемонстрировать выход из лабиринта "А" и предложить лабиринт "Б". Прекратить при 2 неудачах подряд.
Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственной отсталости: начать с лабиринта "С". Дать словесную инструкцию. При правильном выполнении (не более одной ошибки и в пределах лимита времени) дать аванс за лабиринты "А" и "В" (2 балла). При неудаче (2 и более ошибок, выход за пределы лимита времени -развратиться к лабиринтам "А" и "В". Прекратить при 2 неудачах подряд. Оценка зависит от качичества ошибок и от выполнения в пределах лимита времени.
Общие правила:
1. Задание считается не выполненным, если а) количество ошибок превышает
допустимое для данного лабиринта (независимо от времени выполнения) или б)
превышен лимит времени (независимо от количества ошибок).
2. Ошибками считаются: а) каждый отрыв карандаша, за исключением
случаев, когда это необходимо для исправления предыдущей ошибки (например,
пересечение линии), б) пересечение линии, т.е. когда между линией и следом
карандаша на противоположной стороне имеется промежуток. Исключением
являются обстоятельства, когда пересечение случайно (например, сдвинулся лист
бумаги); в) каждый заход в "тупик" лабиринта, т.е. пересечение пунктирной линии
(см. приложение 3) в одном направлении.
3. При каждом отрыве карандаша делать испытуемому замечание ("не
отрывай карандаш").
4. При пересечении линии замечание делается только один раз.
Оценки и временные лимиты
Задание
Время Баллы
0
1
2
3
А
В
С
1
2
3
4
5
30"
30"
30"
30"
45"
60"
120"
120"
больше 2
больше 2
больше 2
больше 3
больше 3
больше 5
больше 6
больше 8
2
2
2
3
3
5-2
6-2
8-2
0
0
0
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
Примечание: в клетках таблицы указано полное количество ошибок, допущенных испытуемым при выполнении соответствующ